Скачать статью можно тут
Схема блока питания форм-фактора ATX, при использовании автомобильной
АКБ
В данной статье рассмотрена схема самодельного блока питания,
способного поддерживать работоспособность современных материнских плат
формата ATX и компьютерной периферии при использовании в качестве
источника энергии автомобильной аккумуляторной батареи +12В.
В основу конструкции легла схема, опубликованная на сайте
http://carmp3.nm.ru. Однако указанный блок питания мог нормально
работать только со старыми M/B формата AT, поскольку вырабатывал лишь
напряжения ±12В, +5В и сигнал Power_Good. -5В требуется для некоторых
плат на основе чипсетов nVidia (старую ISA-спецификацию не рассматриваю в
силу неактуальности), +3.3В для нормальной работы процессора P4. Также
был реализован механизм расширенного управления питанием (теперь
включать и выключать Б/П можно удаленно, по сигналу с M/B).
Основу Б/П представляет ШИМ (TL494 или аналоги). Два полевых
MOSFET-транзистора коммутируют постоянное напряжение 12В с аккумулятора
на импульсный трансформатор TR1. Выходные напряжения снимаются с
вторичных обмоток, после выпрямления на полупериодных выпрямителях
D3-D12, после чего попадают на общий дроссель DR1 и на индивидуальные
L-фильтры DR2-DR6.
Стабилизируется только напряжение +5В, остальные – косвенно. Обратная
связь стабилизатора получена от программируемого источника опорного
напряжения TL431, выходная часть схемы отвязана от входной оптопарой
PC817.
Включение Б/П в бортовую сеть, а также обработку сигнала PS_ON
удаленного управления осуществляет схема управления на транзисторах
Q1-Q2 и реле RL1. Для уверенного срабатывания реле возможно потребуется
подобрать номиналы резисторов R1-R2.
Дежурное напряжение +5В_SB генерирует интегральный стабилизатор
КР142ЕН5 (или импортный аналог 7805). Это напряжение есть всегда, пока
клемма подключена к аккумулятору, поэтому микросхема обязательно
устанавливается на теплоотвод. Трансформатор мотается медным одножильным проводом в лаковой изоляции
диаметром 1 мм. в 2 нитки, т.е. суммарное сечение составило около 1.5
мм2. Феррит марки М2000НМ1-36 типоразмером 45?27?12. В качестве изоляции
обмоток применялась черная тряпичная изолента (лакоткани под рукой, как
назло, не оказалось). Порядок намотки следующий: на заизолированный
феррит плотно наматывается первичная обмотка двойным проводом в 2 косы
по 6 витков в каждой. Конец первой соединяется с началом второй, это
соединится с +12В АКБ Свободные концы этой обмотки
подсоединятся к транзисторам Q1 и Q2
Далее
наматывается слой изоляции, и укладываются вторичные обмотки. Вторичная
обмотка также симметричная, состоит из 2-х половин. Каждая из половин в
свою очередь состоит из 2-х отрезков в 8 и 6 витков. Обе половины
соединены свободными концами 2-х 6-ти витковых обмоток . От стыков 8-ми и 6-ти витковых обмоток снимаются ±5В,
сделаны отводы . Со свободных концов снимаем
±12В Обмотка для +3.3В мотается поверх, после
слоя изоляции. Она состоит из 2?7 витков (две половины, 7 витков в
каждой), средней частью соединена с землей
Все обмотки, естественно,
мотаются в одну сторону. Т.к. пропаять такой пучок толстых проводов
весьма сложно, выходы обмоток вместе с гибким монтажным проводом
обжимались медными гильзами.
Общий дроссель DR1 берется от компьютерного Б/П, DR2-DR6 – оттуда же.
Диоды D3 D8, D11 D12, и D5 D6 – в корпусе TO220 также выпаяны из
компьютерного блока питания. Остальные диоды выпрямителя – диоды Шотки
на ток 5-7 А. Оптопара также извлечена из того же Б/П, можно заменить на
любую аналогичную.
Реле – любое на 12В и коммутируемый ток 20-40 А. Я взял реле из
автомобильной сигнализации. Диоды D1 и D2 также любые, лишь бы подходили
по току.
Диоды, полевые транзисторы и интегральный стабилизатор
устанавливаются на радиатор через изолирующие прокладки. Величина тока
срабатывания защитного предохранителя подбирается экспериментально,
исходя из мощности имеющейся нагрузки. После отладки желательно залить
всю схему в компаунд или эпоксидную смолу с целью предотвращения
коррозии и механических повреждений Б/П.
Источник: http://radiogid.ucoz.ru |